Что, «сурово»? Ну, так ведь и время суровое - перед осенними битвами в политикуме и этом… «экономикуме», что ли. Время, когда наши руководители будут поставлены в «экономическую позицию» перед угрозой «политического выбора улицы». А это, между прочим, вам не кот начихал. Спросите у «ростовского схимника», здоровенного такого. Он как раз этот самый «политический выбор» уже однажды делал…
Сегодня же у нашего правящего класса (маленького, мыршавенького, но мнит себя «классом», позволим пока) выбор очень ограниченный. Имеется в виду выбор последствий для них самих. А вот выбор маневра – большой, и как раз от него зависят последствия.
А маневры в данный исторический момент предстоит совершать такие, чтобы учесть массу интересов массы «заинтересованных сторон» (сорри за неуклюжую фразу). Начиная от Галины Петривны из соседнего подъезда с пенсией в три упаковки сердешного лекарства, и завершая, увы, нашими неубиенными монополистами, которые при всём к ним отношении, всё-таки играют главную (пока) роль в экономике страны.
Галину Петривну обидеть нельзя. Монополистов, получается, обидеть нельзя. За ними – строчки госбюджета с графами «наполнение» и «доходы». За спиной Галины Петривны – тьмы и тьмы народу, который исторически не воспринимает давления и вранья, хотя и терпит иногда годами. И эти народные «тьмы» сегодня гораздо опаснее, чем даже 5 лет назад.
Они уже знают, что такое ВОЙНА.
И историческая память подсказывают этому народу очень простые и очень кровавые выходы из ситуации, когда «терпёж кончается». И здесь надежда на опять-таки «историческую» доброту народную выглядит глуповатой, поскольку – ВОЙНА. И могилы воевавших за Родину детей на окраинах сёл и городов.
Сложно это. Правительство вместе с президентом сегодня должно как-то пройти между Сциллой международных, сгоряча розданных обязательств и Харибдой народного недовольства, который уже подачками в виде субсидий можно и не погасить.
А введение системы субсидирования жилищно-коммунальных расходов населения именно к таки «средствам тушения» и относится. И скоро закончится год, незаметно так получилось, а трудно пока найти внятное объяснение: субсидии – благо, или обыкновенная, извините, социально-финансовая афера? Говорим прямо, может, обидно, но это слово весьма часто употребляют многие эксперты, оценивая итоги субсидиарных усилий правительства. Одни говорят, что «не с этого надо было начинать, а с повышения уровня доходов населения», другие уверяют, что вместо «приказной рыночной» цены на газ для населения надо было плюнуть промеж глаз кому-то там в МВФ (кому, интересно???) и сделать внутри страны «микст» из своего и импортного газа вместе с подъёмом уровня зарплат и пенсий…»
Тревожно становится и от звучащих из уст наших «социально-экономических» министров намеков о якобы готовящемся переходе к «монетизации субсидий». Почему тревожно? Да потому, что, как писал уже ранее «Рупор», такие финансовые операции надо просчитывать до копейки, причём с учётом ВСЕХ «вводных данных»: от возможного обострения боевых действий в ОРДЛО до возможной дождливой осени, которая может сгноить к чёртовой бабушке и без того скудный в этом засушливом году урожай.
А у нас правительство устами министров твердит о двух сразу «благотворительных операциях»: повышении пенсий и монетизации субсидий. Одновременно!
Тут и нам бы что-то почитать, да посоветовать бы господам министрам и премьерам, что вообще-то с финансами надо обращаться аккуратнее. Что в мире давно изучается, и ещё как применяется на практике количественная теория денег, и один из её вариантов, - Кембриджский - вообще трудно поддаётся опровержениям. А одним из основателей этого варианта является некто знаменитый Альфред Маршалл, о котором мы, похоже, ещё услышим в связи с дивными по своей наивности заявлениями о возможном повторении «плана Маршалла» в Украине.
Чтобы читателя запутать окончательно, а точнее – приготовить его к осмыслению самых «высоких» секретов экономической науки, мы возьмём – и приведём формулу, точнее – знаменитый «коэффициент Маршалла»:
M = k P Y
Здесь М – объём денежной массы в обороте; Р – средний уровень цен на товары; k – коэффициент Маршалла, Y – объём национального дохода или валового национального продукта.
Кому хочется поморочить себе голову этой формулой, заглядывая в пустую миску – да ради Бога… Но надо сказать, что уже и эта классическая формула подвергается в среде экономистов большим сомнениям. Поскольку в неё включён такой показатель, как «ВВП», а он имеет массу недостатков хотя бы потому, что в него включаются непрямые налоги (акцизы, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, налоги на имущество и так далее), а это завышает весь показатель ВВП, искажая суть самого названия: «продукт». И, кстати, удельный вес непрямых налогов в публикуемых показателях ВВП Украины высок до неприличия…
Видите, как всё сложно? А мы тут – про «одновременный» рост пенсионных выплат и монетизации коммунальных субсидий. Помните, сколько по бюджету 2017 года было выделено денег на «это дело»? Правильно, 52 миллиарда гривен. Летом добавили ещё то ли 14, то ли 16… Эксперты подозревают, что всё это пахнет в общей сложности 100 миллиардами гривен. Плюс какие-то обязательные вбросы «живых денег» в результате возможного утверждения парламентом документа, громко именуемого «пенсионной реформой», а на самом деле – банальной индексации старых пенсий.
Что произойдёт с финансовой системой страны вообще? Страшное слово «инфляция» нависает над народными массами, или «пронесёт»? Ведь, когда в прошлом году Владимир Гройсман объявил о повышении «минималки», больше всего боялись именно этого.
И сегодня представители наши руководящие нет-нет да и попеняют бывшим «пессимистам»: «А инфляции-то почти что и нетути… А вы боялись…»
Ну да, ну да. Если Госстат нам, потупясь, сообщает о «небольшом таком, почти незаметном росте инфляции, то лучше всего эти сообщения гражданам читать в газете. Плюнул – и выбросил. А вот если по телевизору, и сапог под рукой… Если обыватель ходит по базарам и видит, что за пару месяцев в фауне страны произошло чудо, и куры-индюки превратились в свиней (по цене за килограмм), а банальные арбузы, стартовав в цене с 3 гривен за кило, через две недели финишируют у отметки «7», то он не будет читать в «Рупоре» «формулу А.Маршалла» в поисках объяснений: «Да какого хрена…»
Он будет искать – кто ему эту финансово-экономическую фигню устроил.
А что с этим делать – он знает…
Иван ЕЛИСТРАТОВ