Тут сразу такая лавина ассоциативная накатывается… «Пироги тачать сапожник…» и всё такое. Потому что известие о том, что государственная структура «Укрпочта» всерьёз решила освоить газовый рынок, и даже отправила запрос о получении соответствующей лицензии в НКРЕКП, никаких иных ассоциаций, кроме дурацких, и не вызывает. Не потому, что мы все такие пессимисты и не верим ни во что хорошее, если оно хоть как-то связано с государством («Укрпочта» - государственная структура!).
Просто многие из нас имеют в домах такое удовольствие, как почтовый ящик. И многие из нас помнят времена, когда эти ящики ломились от всяческой почтовой дребедени, начиная от десятка периодических печатных изданий на семью, и заканчивая всякими квитанциями, которых, кстати, было не очень много.
Сегодня в этих же почтовых ящиках можно, открыв, обнаружить в основном рекламные листовки перед всяческими выборами и многочисленные «приговоры» от сонмища «услужливых» жилищно-коммунальных организаций. Ну, паутина и тараканы ещё встречаются…
Конечно, приближающийся «капец» «Укрпочта» прозевала ещё в начале 90-х годов, когда вся экономика пребывала в растерянности перед выбором: то ли помереть сразу, то ли приватизироваться хотя бы за копейки… Но почтовой связи страны не о чём было беспокоиться: она была, как и многие государственные структуры – Монополистом. Государством в государстве, единой, неповторимой и неделимой. Связь почтовая народу нужна была всегда.
А тут ещё этот чёртов «технический прогресс!» Мало того, что в жизнь ворвались эти самые «сотовые», потом «мобилы», превратившие всю телефонную сеть страны в путаницу ненужных проводов по всем городам и весям. Из почтовых отделений исчезли знаменитые «будки междугородных переговорных пунктов», вдобавок ещё откуда-то из-за бугра понавезли всяких этих «факсов-перефаксов», и теперь место в сумке почтальона освободилось для предвыборной агитации, на которой, ввиду слабой периодичности выборов, много не заработаешь. Сотрудники (операторы) почтовых отделений начали отвыкать от писем, бандеролей и посылок. И в середине 90-х бывало так, что внезапно в почтовое отделение приходил клиент с деревянным почтовым ящиком, и ему никто не мог помочь… Потому что посылку надо было не только заколотить гвоздями, но ещё и обвязать пеньковым шпагатом, запечатать сургучовой печатью… Лучше не вспоминать.
И, наконец, из почтовых отделений по всей стране исчез, в конце концов, запах жжёного сургуча! Всякие там «скотчи» пошли в ход…
Но «Укрпочта» выжила. Хотя и в трудной борьбе со всякими там «новыми», «альтернативными» и интернет-суррогатными и иными-прочими конкурентами. Но «выжила» - не значит изменилась, восприняла весь объём технологических и коммерческих новшеств, которые обрушились на страну в целом и на её государственные структуры в частности. Госструктура не может сразу воспринять новизну, яркий пример – железная дорога, где до сих пор сырые простыни и вонючие, пардон, туалеты…
«Укрпочта» пыталась меняться. Пыталась освоить «коммерческие подходы» к организации службы. Скажем для краткости: не удалось. Мешали старые, допотопные инструкции и технологии, а главное – постоянные «тормоз» в виде государственной машины, где всяческие новшества на долгие месяцы застревали в чиновных кабинетах, а поскольку и правительства сменяли друг друга практически ежегодно, то и длина чиновных коридоров, где бродили вроде бы и толковые предложения «по улучшению», увеличивалась. Была, например, попытка создать на основе «Укрпочты» почтовый банк. Идея неплохая, но и она уже три года гуляет всё в тех же коридорах, поскольку сразу же возникли опасения, что этот банк только откроет ещё одну «бюджетную дыру», к тому же уже имелся опыт Германии, где, несмотря на «продвинутость» финансо-банковской системы в стране, почтовый банк «усох» только потому, что был частью государственной системы. А она – не успела за всё тем же технологическим прогрессом… Но это совсем другая история…
Ну, а что теперь? А теперь почтовую связь страны возглавил в прошлом году менеджер американского представительства аудиторской компании KPMG, уроженец Одессы, Игорь Смелянский. Человек, в принципе далёкий от почтовых дел, но близкий к бизнесу, да ещё с «американскими навычками». Хозяйство ему досталось громадное. Инфраструктура «Укрпочты» состоит из 12 000 почтовых отделений по всей стране, автобаз, складов, складских и грузовых площадок плюс десятки тысяч сотрудников. Не на самой большой зарплате, кстати.
И он огласил в одном из интервью в прошлом году своё кредо: «Я считаю, что "Укрпочта" должна стать площадкой для развития малого и среднего бизнеса. И это то, где у нас есть уникальное позиционирование, наша большая сеть. В этом году впервые продажи в интернет-магазинах превысили продажи в магазинах обычных. Нужно понимать, что за этим будущее. То, что я хочу внедрить, это услугу полного обслуживания для E-commerce. То есть не просто отправку посылок, но отправку посылок, управление складскими запасами и даже финансирование, если дело дойдет до финансовой услуги. У нас 1,5 млн квадратных метров недвижимости и мы можем сдавать эти склады под e-commerce. Никто не профинансирует эти предприятия лучше, чем "Укрпочта", это будет самая дешевая ставка…»
И так далее. Были и другие красивые слова, красивые планы. Всё настойчивее идут разговоры о грядущей приватизации «Укрпочты». Но только разговоры. Возможно, окончательному решению мешает пример Британии, где Королевская Почта неустанно совершенствуется и каким-то чудом поспевает за временем так, что там почтовый служащий – уважаемый человек, а сама служба является образцом для всех аналогичных служб мира. Да шутка сказать – первую реформу она пережила в … 1840 году, когда была выпущена первая в мире почтовая марка (с профилем королевы Виктории, а кого ж ещё…)
Мы – не Британия. И теперь господину Смелянскому приходится изобретать если и не велосипед, то хоть что-то похожее на «движитель» финансового успеха. Потому что, например, повышение минимальной заработной платы до 3200 здорово подкосило государственную структуру, живущую, в отличие от коммерческих, в тесном «прокрустовом ложе» госбюджета. Надо «крутиться», и прекращать закупать скотч для посылок за счёт почтальонов…
Выручит ли почтовую систему внедрение на такой, кажущийся прибыльным, газовый рынок?
Скажем честно: а чёрт его знает. Но у одессита Смелянского, кажется, нет иного выхода, кроме как «нетрадиционных решений».
А в стране, где всё НЕУСТОЯВШЕЕСЯ, начиная от правительства с парламентом и заканчивая правилами вывоза мусора, его, иного выхода и впрямь – не существует.
Иван ЕЛИСТРАТОВ