Народ не обдуришь. Разве что на выборах, но тут уж шо уж тут уж… А вот насчёт всяческих там экономических вывертов в области желудка… В районе кармана….
«Опыт и практика – великое дело», - говаривал известный герой пьесы Карпенка-Карого. У нашего народа есть и то, и другое, и он очень чётко знает: если государство начинает хвастаться экспортными успехами по продаже какого-то продукта, то на практике это означает, что этим продуктом надо запастись загодя, в полном объёме, потому что он может либо подорожать втрое, либо исчезнуть вовсе…
И так уже было, в частности, в минувшем году. Сначала всё происходящее казалось алогичным: вот свинина, вот курица. Цена на сало-мясо вдруг подскочила с 40-60 гривен до 100 (!) и стала воистину «свинской», то есть недоступной для многих слоёв населения.
«И шо?» - сказал пересичный украинец и стал гоняться по дворам и магазинам за курами. Тоже еда, причём диетическая.
…Куры, покудахтав, вдруг «поднялись на крыло» и по ценам начали догонять свинину. И почти догнали, когда кило куриного филе сравнялось с ценой того же килограмма свиного ошейка…
Что там ещё? Вдруг осенью вздорожали сливы. Потом оказалось, что в минувшем году неожиданно, несмотря на весенние заморозки на цвету, Украина продала в зарубеж 8 тысяч тонн сливы на 6,1 миллиона долларов… Раньше эти фрукты не экспортировались вообще. А тут… И вместо 15 гривен мы платили за родную сливку 30.
Ну, и так далее…
Много, очень много мы читали, говорили и даже слушали о вступлении в Евросоюз. Помните, какие споры жаркие были – «примут, не примут, пошлют, не пошлют…» Видимо, не послали. Видимо, куда-то таки вступили, раз начали дорожать банальные предметы продуктового украинского обихода типа курицы, яйца, сала и слив. И впрямь – куриного мяса отправили европейцам чуть ли не миллион тонн.
Правда, импорт свинины в 17-м году превысил экспорт. (Это так – для справки).
Да, к чему это мы? А вот к чему:
«Украина заняла второе место, после Новой Зеландии, по объемам поставок в Евросоюз сливочного масла».
Вы ощутили, дорогой читатель, гордость за свою страну?
Но не даёт покоя один, вычитанный совсем недавно факт: наше молочное стадо ежегодно сокращается. Коров становится всё меньше, а молока-масла Европа просит всё больше. Понравилось ей, видите ли. «Чистая продукция», - говорят. Экологически чистая.
Ещё бы. В стране от промышленного производства гулькин нос остался.
Загрязнять эту самую экологию – практически нечем. Поэтому и мёд наш в фаворе во всём мире, и продаём его на миллионы баксов нарасхват.
Но за год банка мёда подорожала вдвое.
Что делать? Какие наши предложения?
Первое и единственное: а может, не мешать уже нашему молочному производителю? Хотя бы не лезть на частный молочный рынок со стволами, штрафами и запретами?
И, когда подписываешь с Европой какое-то торгово-экспортное соглашение, оглянись вокруг: а после такой «выгодной» для парочки семей в стране торговли продуктами – остальным останется пожрать чего-нибудь?
Иван ЕЛИСТРАТОВ