Ну, наконец-то… А то всё «пшеница» да «подсолнухи – наше всё…» И вообще – хватит уже метаться по полям-огородам необъятной Родины нашей в поисках чего-нибудь… Нет, не съестного, этого у нас навалом, а такого, чтобы его, это съестное, ещё кому-то съесть захотелось там, откуда могут прислать в знак благодарности много-много денег.
И мы ищем, и, как не удивительно, находим. В самых неожиданных местах, причём не обязательно на нивах бескрайних или в садах плодоносящих. То есть там тоже всё ещё пока имеется, и прекрасно в дальние страны продаётся. И мы, украинцы, можем гордиться тем, что у нас что ни воткни в землю – немедленно начинает листья выпускать и обрастать плодами, повсюду востребованными. Причём об этой востребованности наши агропроизводители узнают, в основном, «методом тыка», который, при всей его популярности в нашей агроотрасли, истинно научным назвать трудно.
Но получается так, как получается. Украина, кажется, подошла к «красной черте» в производстве зерновых. Достигли чуть более 60 миллионов тонн, и притормозили, поскольку тут играют свою роль и климатические «сюрпризы», (в текущем году многие эксперты предупреждают о возможной потере до 50% урожая!). Плюс конъюнктура рынка, когда мы предлагаем зерно в благополучный Египет наравне с не очень надёжными в возможностях Ливаном и Бангладеш…
Но мы о фасоли. А тут, как говорят, в смысле приложения маркетинговых усилий в Украине ещё ни конь, ни предприниматель не валялся. Просто вдруг обнаружилось, что, сколько ни предложи на внешний рынок фасолевые сборы – берут! Два года назад Украина поставляла фасоль в 8 стран, сегодня в 16, и в 2017 году довела её производство до 65 тысяч тонн.
«Фи! – скажет читатель. Типа – разве это объёмы? Если мы пшеницу вон с кукурузой миллионами тонн… Но тут такое дело… Пшеничка-то идёт на мировых рынках сегодня по 200 – 250 долларов за тонну (майские цены).
А наша фасоль – от 300 до 800 долларов за тонну, в зависимости от сорта и остальных рыночных обстоятельств. А они, эти обстоятельства, таковы, что не сильно уважаемая украинским потребителем бобовая культура может стать серьёзной статьёй экспорта, если присмотреться хотя к мировым тенденциям потребления.
Пока что больше всего в закупке украинской фасоли заинтересованы Арабские Эмираты, Турция, Италия, Германия, Румыния.
А теперь посмотрим, кто является сегодня основным производителем этого бобового продукта: Китай, США, Канада, Аргентина, Бразилия.
Потребители фасоли по-разному управляются с нею. Азиатские страны предпочитают перемалывать её в муку, изготавливая и лепёшки, и конфеты, японцы же вообще додумались производить из неё шампуни и пудры… Ну, а кухню стран Латинской Америки, Северной Америки, многих стран Африки и Азии вообще трудно представить без блюд бобовых – в любых видах, не говоря о консервированных…
В качестве «ликбеза» для читателей: фасоль известна в истории человечества более 6 тысяч лет. Пшеница, конечно, «постарше» будет, но сегодня это уже неважно.
Фасоль – ДИЕТИЧЕСКИЙ продукт. Вот что, видимо, сегодня самое главное. Из фасоли можно приготовить более 400 блюд, среди них нам более всего известно грузинское лобио, но это только потому, видимо, что у нас фантазия слабовата, или лень пощёлкать в ГУГЛе…
Урожайность фасоли пока что поменьше пшеничной, известный максимум – 30 центнеров с гектара, в Украине удаётся собирать 20-25 в некоторых хозяйствах (а их, специализированных появляется всё больше).
Недавно «Украинский клуб аграрного бизнеса» обнародовал результаты исследования под названием «Нишевые направления агропроизводства: фасоль». Там смешные цифры есть. Например: Италия в год потребляет 127 тысяч тонн фасоли. А это, заметим, в 2 с лишним раза больше, чем произвела Украина в 2017 году…
Не накормим мы Италию… Из всех областей в Украине только Ивано-Франковская, Тернопольская, Винницкая, Хмельницкая области дают более 50% общего объёма производства фасоли в Украине. Остальные пока только «присматриваются».
Между тем только Китай требует ежегодно по 430 тысяч тонн фасоли. И цена у него – 850 долларов за тонну…
Так почему бы – и нет?
В общем, улитки улитками, а фасоль в качестве экспортного продукта кажется, тоже будет иметь неплохую перспективу.
Ну, а вопрос: «Где мы раньше были?» оставим пока в стороне. Потому что мы ещё с горохом не разобрались толком. А он тоже в чести на мировом рынке…
А ещё, исходя из нашей «экспортной практики» последних лет, важно, чтобы на нашем внутреннем рынке фасоль не постигла «ценовая судьба» курятины: как только повезли что-то съестное по миру – дома его уже не укупишь, исчезает с прилавков и дорожает непомерно…
Иван ЕЛИСТРАТОВ