Мы помним, как всё начиналось… «Правительство работает над разработкой системы монетизации экономии субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг за отопительный сезон, что будет стимулировать энергосбережение в домохозяйствах».
Так Гройсман сказал. На селекторном совещании с регионами в октябре 2016 года, аккурат перед началом невиданного ещё отопительного сезона, когда население вообще ещё не понимало, над какой пропастью правительство занесло ногу со своими «окармлёнными МВФ» «экономически обоснованными… (дальше вы знаете) навсегда установленными» газовыми тарифами.
То есть они-то, в Кабмине, объявив о начале процесса собственного управленческого краха, даже немножко подсчитали – во сколько стране обойдётся их кабминовская «субсидиарная благотворительность». Подсчитали приблизительно, «на глазок», как, впрочем, и всё остальное, что относится к понятию «реформа ЖКХ». (Или это не реформа? Как ОНО вообще называется???)
А ЭТИ опять: «Система, над которой работает правительство, даст возможность пересчитать в деньги и заплатить украинским семьям за экономию, достигнутую по результатам отопительного сезона»… (Говорит Гройсман в октябре 2016 года, ему вторят Рева, Розенко, Зубко)
В итоге количество претендентов на получение субсидий в стране подошло к опасной черте: около 80% украинских семей, как оказалось, не в состоянии оплатить ни тепло, ни свет, ни воду.
То есть – ОБЕСПЕЧИТЬ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Если говорить прямо, то это – приговор. Нет, господа, не только команде Гройсмана… Он наверняка и в страшных снах не представлял себе уровень нищеты в стране. А невозможность заплатить за простейшие средства собственного жизнеобеспечения ввиду отсутствия возможности самому заработать на это самое жизнеобеспечение – и есть нищета.
А правительство устами Премьера не уставало: «Имея рыночную цену на газ, при том, что мы победим коррупцию, создаем рыночные условия для уменьшения потребления, мы можем потреблять меньше энергоресурсов в 2−3 раза и платить в 2−3 раза меньше. Но для этого надо инвестировать в энергетическую систему, для того чтобы модернизировать, и за 2−3 года мы станем более энергонезависимыми, энергоэффективными, и средний счет будет уменьшен, потому что потребление будет уменьшено…»
Видите, какой у нас Премьер… Не поймёшь сразу: просто врун, или же просто не очень информированный об истинном положении дел фантазёр-романтик…
Чего стоит фраза: «имея рыночную цену на газ…»
Прекрасно знал Гройсман, что цена – не рыночная, а – приказная, причём созданная по системе «ППП» (пол-палец-потолок). Палец оказался жирным, у «Нафтогаза» сразу заблестели губы, и он немедленно начал «приносить прибыль», особенно себе лично, сразу же после многих лет многомиллионных убытков…
Ну, про «победим коррупцию» даже говорить не хочется, иногда и на самом деле – чтобы «победить, надо возглавить». Но вот «мы можем потреблять энергоресурсов в 2-3 раза и платить в 2-3 раза меньше…»
А это уже, пожалуй, наглость.
А может, полная некомпетентность. В том и другом случае не произошло уменьшения энергопотребления (разве что за счёт сокращения числа самих потребителей), а уж про «платить в 2-3 раза меньше» - и говорить стыдно, глядя на истерические цифры сегодняшних коммунальных тарифов…
В эти же месяцы фантазировал и витийствовал и ещё один наш «акын» и «краснобай» («меньше жрать надо» – помните???) – Андрей Рева.
«При росте количества субсидиантов с 1,7 миллиона до 5,5 не должно ли было вырасти и количество тех, кому откажут? Увеличение количества субсидиантов произошло почти в четыре раза, а рост отказов — в два раза. Это приемлемый показатель» - так он говорил.
Вчитайтесь в смысл сказанного: количество субсидиантов увеличилось в 4 раза (а потом – уже и в 5), а количество отказов – «ну, всего-навсего в 2 раза!»
Дайте им разуму, Силы Небесные… Цифрами играются, будто за цифрами нет живых людей в принципе. «Всего-навсего…» А сколько там несправедливых отказов? Сколько замёрзших одиноких стариков с многолюдными «домовыми книгами», заполненными именами давно сгинувших по свету непутёвых детей? А «рост в 4 раза…» - это что, абсолютно нормальное явление? Разве это не означает, что этот показатель характеризует уровень нищеты (ладно, если мягко – «малообеспеченности») населения?
А они: «приемлемый показатель»…
Стыд…
Подходим к главному.
Ведь именно в этот день были произнесены «волшебные слова»: «Также в Кабмине заявили, что готовы пойти на экспериментальную монетизацию субсидий с выдачей специальных энергетических карт субсидиантам. Так, если жители страны будут использовать меньше энергоресурсов, чем положено по нормам, сэкономленные деньги они смогут получить».
Напомним: вся эта фигня была наговорена и тысячекратно повторена два с половиной года назад. Когда ещё никто ничего не знал.
… Не знали, что в конце концов аж Президент (два месяца назад) будет то ли уговаривать, то ли грозно заставлять правительство: «В любом случае нельзя, чтобы человеку отказывали, особенно если он имеет на это законное право». Помните? Это когда стало понятно, что денег на субсидии может не хватить не только в нынешнем году, но уж тем более – в сегодняшнем, 2019-м, когда МВФ «добил» Гройсмана, и мы сегодня даже не представляем, КАКОЙ величины тарифы нам «постучатся в дверь». (За три месяца ещё не подсчитали…)
Ну, и где она, обещанная «экспериментальная монетизация»?
Что? Ах, вы прочитали последние новости… Да, там говорится: с 1 января 2019 года берёт старт монетизация субсидий. Мы позже подробнее расскажем, что это за зверь такой – «монетизация». Если просто – то это замена «эфемерных» денег, начисляемых каждому жаждущему где-то «там, наверху», деньгами настоящими. Шуршащими, звенящими.
А то мы тут писали, писали… Даже о том, что Глава регуляторной службы Ксения Ляпина была не против, если кто-то потратит предназначенные на оплату домашнего отопления монеты на отопление «внутреннее» (ну, вы понимаете…) Но пока что никаких «монет» страждущие граждане не увидели.
И не увидят. Потому что стартовавшую монетизацию субсидий наше правительство тоже проводит по каким-то странным, неизвестным остальному финансовому миру лекалам. Не будем влезать в подробности, они трезвому, нормальному человеку, чего доброго, во сне могут присниться, а это при нашем ослабевшем в результате «рехворм» организме – ни к чему…
Главное – вот оно: «С 1 января 2019 года в монетизации льгот и субсидий будут участвовать семьи, которые обратятся за помощью впервые. Деньги будут поступать на их персональный аккаунт в Ощадбанке. Банк будет рассчитываться за субсидианта с поставщиками коммунальных услуг и сразу информировать SMS-сообщением граждан о том, сколько им осталось доплатить за коммуналку».
Долгожданное решение… Но здесь есть две ключевые фразы. Первая: «…на персональный аккаунт в Ощадбанке». Вторая: «Банк будет рассчитываться…»
Понимаете? Это значит, что никаких «звонких монет» нам в руки держава не насыплет.
Но есть и «сопутствующие» обстоятельства.
Все обратили внимание: вся «тяжесть» расчётов по субсидиям ложится на «Ощадбанк». Ага, на тот самый, который сегодня существует ни шатко, ни валко, «пробавляясь» в своей деятельности в основном такими вот «госзаказами». Типа «тёплых кредитов», например, которые почему-то иссякают за пару месяцев, а правительство по инерции гордится ими ещё полгода… А за 9 месяцев прошлого года чистая прибыль этого банка снизилась в 6 (!) раз. И даже руководство НБУ сделало банку замечание, и даже посоветовало подумать над изменением его бизнес-модели…
Но теперь-то банк должен вздохнуть с облегчением! Всё – таки полдесятка миллионов потенциальных вкладчиков – это вам не кот начихал… И бесконечные банковские операции: получить деньги для каждого субсидианта от государства, перечислить часть поставщикам коммунальных услуг, отправить СМС-сообщение каждому клиенту, сколько ему надо доплатить, принять деньги на счёт, отправить их поставщику услуг…
Это – жизнь!
А мы денег всё равно – не увидим…
…Вспоминается притча про Ходжу Насреддина, который помог бедному крестьянину рассчитаться с наглым продавцом жареного мяса, требовавшим деньги за то, что тот вдохнул ароматный дым. Насреддин взял кошелёк с монетами, позвенел возле уха торговца: «Слышал? Теперь вы – в расчёте. Он – понюхал, ты – послушал…»
Кажется, уже тогда возникла эта «виртуальная» услуга…
А правительство, оказывается сказочную классику - тоже почитывает…
Иван ЕЛИСТРАТОВ