В своей инаугурационной речи В. Зеленский высказал много резких замечаний в адрес политиков и чиновников. Особенно бурной реакция присутствующих в сессионном зале была на призыв новоизбранного президента к членам Кабмина написать заявления об отставке. Не секрет, что правительство Владимира Гройсмана отличается от всех предшественников тем, что имеет свое видение социально-экономического курса. Премьеру удалось заставить пестрый по своему политическому и профессиональному составу Кабинет работать слаженно и двигаться в одном направлении. Естественно, что при этом он нажил если не врагов, то недоброжелателей не только из числа политических оппонентов и среди политических союзников.
После демарша президента было бы трусостью смолчать. Гройсман и не стал этого делать. Конституция не обязывает премьер-министра слагать полномочия перед новым президентом. Однако В. Гройсман обратился к парламенту с просьбой об отставке. И тут выяснилось, что у политических сил, представленных в Верховной Раде, нет желания отпускать премьера. Ведь это означало бы взять на себя ответственность за состояние дел в стране.
Гройсман оказался в чрезвычайно сложном положении. В условиях войны, когда аппарат президента еще полностью не сформирован и только худо-бедно пытается войти в курс дела, а народные депутаты де-факто заняты внезапно стартовавшей избирательной кампанией, правительство остается единственным функционирующим высшим органом власти. Но своим заявлением об отставке премьер показал, что политик, занимающий эту должность должен располагать доверием людей и иметь высокий уровень легитимности. А значит – нужно идти на выборы.
Кстати, с доверием у Гройсмана все хорошо. По данным мартовского опроса Киевского международного института социологии, действующий премьер имеет наибольший уровень доверия на этом посту и 13% опрошенных хотят, чтобы он и далее возглавлял правительство.
О своем участии в парламентских выборах Гройсман говорил еще год назад. В мае 2019 года он сообщил детали. А именно – что принял решение создать и возглавить политическую силу без объединений, команду людей, которые имеют молодость, опыт и четко понимают, что нужно государству. Эта политическая сила получила название «Украинская стратегия», а суть этой стратегии – это сильная Украина и зажиточные граждане.
Первый социологический опрос (группы «Рейтинг» 16-21 мая), показал, что рейтинг партии Гройсмана составил всего 0,9%. Но уже через неделю (опрос Института социологических исследований «Основа» 22-27 мая), рейтинг «Украинской стратегии» составил 2,9%. Налицо рост в три раза.
Столь стремительный старт состоялся вопреки мнению, мол, показать хороший результат могут только «новые» лица. Очевидно, что Гройсману удалось найти подход к умеренному избирателю, невосприимчивому к популизму и оценивающему политика и партию по их способности отвечать на вызовы времени и их конкретным шагам в решении общенациональных задач. Решительный курс на политическую самостоятельность, заявленная готовность взять ответственность за развитие страны, отсутствие негативного политического и коррупционного прошлого, так часто сопровождающее политические силы, побывавшие у власти – вот, пожалуй, основные причины удачного старта «Украинской стратегии».
Для закрепления и развития успеха предстоит еще многое сделать – команда профессионалов с безупречной репутацией и положительным опытом должна объяснить людям понятным языком, как же сделать Украину сильной, а украинцев – зажиточными. Если в ближайшие недели общество получит от Гройсмана и «Украинской стратегии» четкие месседжи по основным вопросам, волнующим украинцев, оно их обязательно услышит и откликнется.
Уверенный старт «Украинской стратегии» позволяет прогнозировать постепенное наращивание партией электоральной поддержки. При сохранении текущей динамики, она имеет все шансы не только преодолеть проходной барьер, но и стать одним из лидеров нового состава парламента. А свой кандидат на пост премьера у партии «Украинская перспектива» уже есть.