ПОЛИТИКА
28.08.2024Басейни, а не дрони: Львівський університет і "Ескулаб" під прицілом неефективного управління
ПОЛИТИКА
02.07.2024Від міністра Федорова вимагають пояснити інформацію про ймовірний злив даних із "Дії"
вологість:
тиск:
вітер:
Рашистские ударные дроны "Ланцет" еще с осени 2022 года были проблемой для украинской армии, а сейчас ее масштабы стали угрожающими. Недавнее уничтожение украинской пусковой установки системы ПВО С-300 – очередное свидетельство того, что "Ланцеты" стали серьезной угрозой на линии фронта.
Только за прошлую неделю так называемые "Z-военкоры" распространили видео с поражениями этими баражирующими боеприпасами двух пусковых установок С-300, а также первым известным боевым попаданием в Gepard (правда, судя по тому же видео, зенитный танк на базе немецкого Leopard 1, вероятнее всего, "выжил" благодаря броне, но насколько серьезные повреждения он при этом получил – неизвестно), пишет BBC.
То есть, россияне целенаправленно пытаются выбивать "ланцетами" очень дефицитные украинские средства противовоздушной обороны, а также артиллерию и другую технику.
И им это удается, что может иметь негативные последствия для подготовки большого наступления ВСУ.
Как же можно противостоять "ланцетам", которые в России называют "чудо-оружием", а разработчиков предлагают наградить званием "героев труда"?
"Ланцет-3" – ударный беспилотник или "баражирующий боеприпас", который может долго находиться в небе в ожидании наведения на цель. Его характерный признак – две пары крестообразных крыльев.
"Ланцеты" фактически всегда работают в паре с другими дронами-разведчиками, которые их наводят. Если раньше такими наводчиками были преимущественно "орланы", то сейчас эту функцию чаще выполняют другие беспилотники.
У "Орланов" достаточно плохая оптика для наведения. Они имеют двигатели внутреннего сгорания, а потому шумные, им нужно высоко летать и они "светятся" для ПВО. На фронте на самом деле их становится все меньше. Вместо этого все больше летают и приводят "Ланцеты" дроны с электрическими двигателями - Zala, Supercam. У них лучшая оптика и они менее заметны для РЭР и ПВО", - рассказывает военнослужащий Александр Карпюк (Serg Marco).
И подобных беспилотников у россиян становится все больше.
Именно поэтому первым шагом противодействия "ланцетам" может быть обнаружение дронов-разведчиков, отмечает военный блогер и разработчик систем автоматизированного обучения бойцов, известный в Facebook как Paolo Lumiere.
"Если дрон-разведчик обнаружен, то его нужно сбить, а если сбить нечем, то следует немедленно защищать возможную цель, поскольку атака все равно произойдет. Время между появлением БПЛА-разведчика до прилета "ланцета" – от 5-7 минут до нескольких десятков минут", – объясняет он.
Попадание "Ланцета" в Gepard. На видео видно, что зенитный танк не был в боевом положении, радар отключен, что вызвало вопрос о его исправности еще до атаки. Он находился на дороге на открытой местности, что делало его очень уязвимым
Для обнаружения разведчиков нужна, прежде всего, эффективная работа РЭР – радиоэлектронной разведки, которая может видеть беспилотники на расстояниях 2-5 км.
"Если у минобороны не хватает "укроборонпромовских" засекреченных средств РЭР, им следует читать соответствующих специалистов, таких, как Сергей "Флэш" (Украинский военный связист. – Ред.), и просматривать Anti-drone-группу. И начать пользоваться волонтерскими вариантами детекторов. Их есть как минимум два на сегодняшний момент", - говорит Paolo Lumiere.
Упомянутый связист Сергей "Флэш" у себя на канале недавно описал, как с помощью антенн и анализаторов спектра, которые продаются на обычных радиорынках, можно собрать детектор, который будет обнаруживать "Ланцеты".
Связист Сергей "Флэш" опубликовал характерный сигнал "ланцетов" с двумя "пиками" по краям, по которым их можно идентифицировать с помощью средств радиоэлектронной разведки
"Даже на расстоянии 5 км вы его точно увидите анализатором и вдруг он вас не застанет. Выделяйте бойца, пусть присматривает "за небом", - написал военный.
Если же радиоэлектронная разведка по каким-то причинам не обнаружила дрон-разведчик или "Ланцет", то остается шанс банально увидеть их в небе.
"Этим должны реально заниматься команды прикрытия - постоянно сканировать небо биноклями и тепловизорами. На практике "Орланы" или Zala наматывают круги прямо над головами жертвы. Причем операторы противника иногда так "расслабляются", что летают довольно низко, так что их можно увидеть просто глазами" , без бинокля. Поэтому это задача организации и обеспечения подразделений прикрытия – поднимать голову в небо", - отмечает Paolo Lumiere.
Компоненты "окопного РЭБ" – фронтовых средств радиоэлектронной борьбы
Другой способ борьбы с "ланцетами" – это так называемый "окопный РЭБ".
Под ним подразумевают легкие переносные и часто самодельные радиоэлектронные средства борьбы, которые используются непосредственно на линии фронта. Сейчас едва ли не главным их назначением является противодействие враждебным беспилотникам.
"Окопный РЭБ – это определенная установка с антеннами, которая "куполом" давит частоты, на которых работают те или иные беспилотники. Сравнительно небольшие антенны могут закрыть пространство вокруг вас на 400-500 метров в определенных диапазонах. "Ланцеты", например, передают видео по тем же частотам, как и обычные дроны "Мавики". То есть, артиллерии есть смысл ставить вокруг себя такой "купол" с РЭБ и перекрыть вокруг себя эти частоты на этой дистанции", - говорит Александр Карпюк.
Так появляется шанс "положить" связь, видео и теле-метрию "ланцетов" при приближении к цели, что усложнит ему возможность куда-нибудь попасть.
"Есть российские видео, на которых пилоты "ланцетов" жалуются на окопный РЭБ, из-за которого у них на подлетах к цели исчезало видео и они его не видели", - добавляет Александр Карпюк.
Проблема, однако, состоит в том, что "Ланцеты" могут работать в полуавтоматическом режиме.
"Если произошло захват цели камерой "Ланцета", то он будет направляться к ней даже при потере связи с оператором. На этом последнем участке его полет будет полностью автономным", - предупреждает Paolo Lumiere.
Поэтому важно вовремя пустить в действие средства РЭБ сразу после обнаружения угрозы, или держать "купол" постоянно.
"РЭБ не "завалит" эти БПЛА физически, потому что они "умны", но может прервать видеопоток и управление между "Ланцетом" и оператором. В случае, если "Ланцет" еще не захватил цель, есть хорошие шансы, что он не попадет" , – добавляет Paolo Lumiere.
Другой проблемой окопного РЭБа является то, что сейчас его не хватает.
"Этим небольшим окопным РЭБом почти не занимается государство. Понемногу завозят иностранные антенны, которые довольно успешно действуют. Эти устройства не так уж сложны, у нас их начинают делать волонтеры. Но запрос существует на сотни и тысячи штук – надо прикрывать позиции, машины эвакуации, артиллерию, ПВО", - описывает потребности Александра Карпюка.
Еще один момент – самодельные устройства РЭБ с китайскими антеннами не проходят всех необходимых испытаний, как это происходит с серийными изделиями для армии. Поэтому они не всегда действуют надежно и эффективно против различных беспилотников.
Россия системно производит собственный окопный РЭБ, например, "убийц дронов" - комплексы "Стриж"
"Этим должно заниматься государство. А такое впечатление, что проще терять людей в окопах от "Мавиков" и дорогостоящую технику от баражирующих боеприпасов, чем наладить нормальное производство РЭБ", - обращает внимание Александр Карпюк.
Причем у российской армии есть сразу несколько разработок портативных устройств, которые они уже используют как окопный РЭБ в Украине - "Стриж", "Силок", "Лесок".
Очевидным способом противодействия "ланцетам" и их дронам-наводчикам является их физическое уничтожение.
Здесь есть больше шансов сбивать именно разведчиков – они находятся над определенным сектором значительно дольше и двигаются обычно медленнее баражирующих боеприпасов ("Ланцеты", например, летят на скорости 110 км/ч, а во время атаки разгоняются до 300 км/ч).
Для борьбы с наводчиками эффективными средствами является ПЗРК в группах противовоздушного прикрытия.
"Нужно много ПЗРК, которые способны работать и днем, и ночью, "цеплять", то есть захватывать такие малоразмерные цели, как "Орлан" или Zala, и достигать их высоты - в идеале 5-7 км, хотя в реальности подавляющее большинство разведывательных БПЛА находятся значительно ниже, на высоте 1,5-2,5 км", – говорит Paolo Lumiere.
Сбитый российский разведчик Zala
"То есть нужны ПЗРК с тепловизионным прицелом - штатным или приработанным "на скотч" из-за тупика. А также с бесконтактным взрывателем, ведь часто старые "Иглы" и "Стингеры" пролетают в метре-полтора от цели, но не взрываются, ведь имеют контактный взрыватель", - добавляет военный блоггер.
С этой точки зрения лучше себя проявили более новые модификации Stinger или новейшие Starstreak и Martlet, а также польские Piorun.
Но количество ПЗРК в украинской армии явно недостаточно для полного перекрытия неба от дронов на фронте – западной помощи не хватает.
Paolo Lumiere отмечает – нынешняя война ярко показала, что и украинскому, и западному оборонпрому необходимо оперативно разрабатывать ПЗРК, адаптированные для уничтожения малоразмерных и сравнительно медленных целей. Важной характеристикой при этом должна быть дешевизна таких комплексов, что позволит производить их массово – в противном случае побороть дешевые и многочисленные российские дроны будет затруднительно.
Но о каком-то ощутимом прогрессе таких разработок пока неизвестно.
Так же "в разработке" остаются и перспективные проекты дронов-перехватчиков.
"Есть еще системы с таймерными пучковыми боеприпасами", – напоминает Paolo Lumiere.
Снаряды таких новых "зениток" можно программировать на детонацию в определенный момент и без контакта с целью - с помощью дальномера определяется расстояние до объекта, после чего боеприпас настраивается на взрыв на конкретной дистанции и выпускает "пучок" осколков в нужном направлении.
Это позволяет сбивать не только отдельные боражирующие боеприпасы, вроде "ланцетов", но и целые "рои" таких дронов-камикадзе.
Недавно стало известно, что Украина получила от Германии несколько артиллерийских систем Skynex (а, возможно, и похожие комплексы Skyranger), которые используют такие боеприпасы.
Новейшая система ПВО Skynex
"В теории они эффективны, но в реальности их большая стоимость и малое количество, а также медленная скорость производства, делают эту идею утопической в перспективе. Трудно сказать, осознают ли на Западе. Эти системы рассчитаны на прикрытие ближнего периметра стационарных важных объектов" , а не средств ПВО и артиллерии на полях боя", – считает Paolo Lumiere.
Обычными же или крупнокалиберными пулеметами достать до высоты дронов-разведчиков получается достаточно редко. Однако при должной организации прикрытия они могут сработать уже против "ланцетов", хотя и здесь вероятность далека от стопроцентной.
"Процесс с момента, когда с позиции объекта атаки можно заметить или услышать "Ланцет", до поражения цели длится не более 5 секунд. И если отлажена сеть прикрытия, то бывали случаи, что "Ланцеты" успешно сбивали "соседи" (Бойцы с соседних к цели позиций. – Ред.) из автоматов и пулеметов - в процессе снижения и приближения дронов к цели", - описывает возможности Paolo Lumiere.
"На конечном участке траектории "ланцетов" нужно средство, которое в течение этих коротких 5 секунд выдаст непрерывное плотное поле осколков в направлении приближающегося "Ланцета". На Западе существуют такие блоки КАЗ, комплексов активной защиты, для бронетехники. Но их нам не поставляли" ", – добавляет он.
Пулемет M134 Minigun
"Есть еще M134 Minigun (Многоствольный скорострельный пулемет, который американцы устанавливают на вертолетах еще со времен Вьетнамской войны. – Ред.), который мог бы быть более эффективным для уничтожения "Ланцетов".
Но их партнеры тоже не поставляют. Хотя даже M134 Minigun - не идеально для именно такой задачи", - заключает военный блоггер средства уничтожения "Ланцетов".
Последним способом защиты от баражирующих боеприпасов является маскировка и защита потенциальных целей. Особенно это актуально, если в небе отмечены разведчики, которых не удается сбить.
Одним из вариантов действий в таких условиях является использование маскировочного дыма.
"Плотный дым большого объема может помочь, ведь если нет визуальной видимости цели, то нейросетка "ланцета" не может захватить ее", - советует Paolo Lumiere.
"Существуют большие дымовые шашки "БДШ-5", которые через 20 секунд после активации уже дают много дыма и держат облако 15-20 минут. Неизвестно, сколько их еще есть. А в общем, давно пора делать собственные средства дымообразования, в том числе мгновенной постановки дымового занавеса", - добавляет он.
Такие дымовые системы, которыми есть аналоги советских дымовых гранат "Туча", вполне могли бы войти в пакеты западной помощи, тем более что они не являются летальным вооружением.
Наконец, финальный вариант защиты – оборудование укрытий для техники и средств ПВО, в том числе с использованием сетки.
В идеале должна быть создана сеть укрытий, куда техника может быстро заезжать при обнаружении дронов-разведчиков. Впрочем, насколько реалистично обустроить их в условиях интенсивной войны и подвижной линии фронта – вопрос.
Сетка, которая спасла украинскую САУ в январе
"Напоследок по защите в виде сеток, которые являются "последней надеждой". Хотя и эффективной, пока. Речь о сетках, каркасах для них, тентах. Сетки - это как жесткая упругая рабица, так и мягкие "рыболовные". Каркасы - от строительных лесов до теплиц и геокуполов. Все, что угодно. Но они должны быть, и ими должны обеспечивать не волонтеры, а минобороны", - отмечает Paolo Lumiere.
Хотя нужно понимать, что сетка – не гарантия спасения.
"Сетки работают довольно рандомно – однажды они поймают "Ланцет" и его кумулятивная струя пойдет куда-то в сторону или просто не пробьет броню. А в другой раз – не сработают. Сетка означает, что взрыв будет не на самой броне, а за метр или дальше. Но у "ланцетов" боевая часть - до 3 кг, что можно сравнивать с некоторыми противотанковыми боеприпасами", - предупреждает Александр Карпюк.
А Paolo Lumiere добавляет, что сами бойцы, которые оборудуют сетки, должны осознавать, что сделанное кое-как укрытие не спасет.
"Ланцет" достаточно динамичный объект, который весит с десяток килограммов, он не остановится мгновенно. А вот взрывается всегда. И в этом случае все происходит не так, как при выстрелах из РПГ – разрушить кумулятивную воронку препятствием к взрыву не получится. Поэтому должно быть максимальное расстояние между сеткой и техникой. Те, кто не поленился и хорошо ее "наплел" - спасли свою технику", - добавляет Paolo Lumiere.
Причем важно, чтобы сетка закрывала технику полностью, ведь есть случаи, когда "Ланцеты" пролетали через незащищенные участки, в частности с тыла.
А упомянутые тенты позволят усложнить дронам поиск цели.
"Если тент достаточно велик и значительно превышает габариты техники, то оператор "Ланцета" не будет знать, где точно она под ним стоит. Как в игре "морской бой", где надо угадать ячейку", - объясняет Paolo Lumiere.
Офицер, командующий подразделением гаубиц М777 на бахмутском направлении, в разговоре с BBC указывал, что даже самые простые средства защиты, как сетки, позволяли им частично защищать технику от "ланцетов". Некоторые из них иногда даже застряли в ветвях деревьев.
Он указывал, что в его подразделении "Ланцеты" не уничтожили ни одну американскую гаубицу, хотя у соседей выбили много.
Эксперты указывают, что украинской армии уже нужно системно работать над противодействием "ланцетам" и аналогичным российским дронам-камикадзе. Тем более что россияне вырабатывают тактику применения одновременно нескольких барражирующих боеприпасов ("роев").
Александр Карпюк прогнозирует: "Ланцет" – это только начало. Сейчас все больше будет появляться FPV дронов ("First Person View" – "вид от первого лица", дроны с трансляцией видео в режиме реального времени. – Ред.), которые будут работать на других частотах и будут действовать на дистанциях 5-7 км.То есть тому же окопному РЭБ нужны антенны, которые будут работать в диапазонах телеметрии этих беспилотников, и этим нужно уже заниматься".
А Paolo Lumiere отмечает, что важно вообще обеспечить "деорланизацию" неба – зон в воздухе, где гарантированно не летает ничего.
"И для этого нужна децентрализованная сеть из всех упомянутых элементов: укрытие, РЭР, РЭБ, ПЗРК, группы прикрытия, ложные цели", - говорит он.
И резюмирует: "Тогда не будет звучать глупостей, будто "трудно прикрыть ПВО на марше". И не будет случаев, которые мы видим на видео с "ланцетов", когда прилетает по заброшенному в поле "Гепарду" со сложенным радаром, по" Стормеру" (Stormer, самоходная зенитная установка. – Ред.), экипаж которого вышел покурить среди поля, или по М777 с жалким кусочком маскитки".