О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2007.11.22

К чему нам День Свободы

Мир разделен на три класса людей: маленькая группа, которая делает дела; группа побольше, которая за этим наблюдает; и большинство, которое никогда не узнает того, что происходит…. Эти слова попались мне как раз накануне Дня Свободы. Кто-то вспомнил, в честь чего сегодняшний день стал праздником?

Мир разделен на три класса людей: маленькая группа, которая делает дела; группа побольше, которая за этим наблюдает; и большинство, которое никогда не узнает того, что происходит. Это сказал американец Николас Мюррей Батлер, который был президентом Колумбийского университета.
 
Его слова попались мне как раз накануне Дня Свободы. Кто-то вспомнил, в честь чего сегодняшний день стал праздником?
 
С раннего утра 22 ноября 2004 года Майдан Независимости превратился в самую большую митинговую площадку страны, и недаром. Центральная избирательная комиссия под предводительством будущего грамотоносца Сергея Кивалова работала гораздо быстрее, чем в первом туре, общественные организации и Комитет избирателей Украины сообщали о многочисленных нарушениях во время второго тура президентских выборов, который состоялся накануне, 21 ноября. В тот день, как помню, в Киеве выпал первый настоящий снег, а ночью был мороз, и так здорово было гулять по Подолу под этим пушистым снегом…
 
Я пришла на работу 22 ноября в 8 утра (ушла в 3), и увидела, что за включенным компьютером спит коллега, положив голову на клавиатуру – он провел всю ночь в одном из штабов, а к утру пришел в офис, чтобы сделать несколько новостей. Так и заснул, бедняга, в процессе – бессонная ночь и коньяк сделали свое дело.
 
К 10 утра подтянулись остальные сотрудники, а уже в 12.00 мы в полном составе, с оранжевыми флажками и ленточками уже были на Майдане, на первом митинге почти трехнедельного марафона, слушали выступления представителей «оранжевой» команды и вместе с Александром Пономаревым пели гимн Украины.
 
Потом – на работу, а вечером – на митинг, как на работу. Пришла домой я уже к полуночи. Полуторагодовалый ребенок не хотел ложиться спать без мамы, аполитичное семейство смотрело на меня укоризненно. «Работа такая», - пожала я плечами и пошла спать, чтобы завтра рано утром снова быть за компьютером и ловить последние новости. И так три недели.
 
Некоторое время спустя революционный пыл и задор остыли, эйфория прошла довольно быстро, уступив место критике, скепсису и даже цинизму по отношению к выигравшей тогда команде.
 
Возвращаясь к высказыванию Батлера – бесспорно, журналисты причисляют себя ко второй немногочисленной группе, которая наблюдает за теми, кто делает дела. Кем мы были тогда, в ноябре-декабре 2004-го? Явно в том большинстве, которое не знает, что задумали сильные мира сего.
 
Сегодня хорошим тоном считается ругать «оранжевых» на чем свет стоит. За большие амбиции лидеров, неумение вести командную игру (футбол у нас такой же, как и политика, кстати – все «звезды», а сыграться не умеют), за преувеличения, невыполненные обещания, за резкую смену мнений – что сейчас с большим успехом демонстрируют аутсайдеры из «Нашей Украины», которые, если бы не досрочные выборы, ловили бы рыбу на дачах с внуками.
 
Критика справедлива в подавляющем большинстве случаев. Многие даже склоняются к мысли, что не стоило пересматривать результаты второго тура президентских выборов, ничего страшного не произошло бы. Бы. Но история не терпит сослагательного наклонения – и сейчас, ручаюсь, ни один политолог не смог бы толком сказать, «что было бы, если бы»…
 
Для тех, у кого короткая память, напомню несколько моментов – выпуски новостей основных телеканалов всю предвыборную кампанию, когда команда одного кандидата «глушила» второго всеми возможными способами. Откровенно издевательские выпады властной команды. Митинг «Нашей Украины» у ЦИК за неделю до выборов и отвратительное побоище после этого митинга. Забор и грузовики возле ЦИК и телебашни в ночь первого тура. «Карусели». Танки под Киевом в ночь с 21-го на 22-е. Реальный приказ генерала Попкова стрелять в митингующих. Поезда с жителями Донецкой области, направляющиеся в Киев. И еще много чего – коллеги   вспомнят.
 
Сколько раз было сказано – тот, кто забывает свое прошлое, обречен повторить его еще раз. Это сегодня касается всех – и маленькой группы, которая делает дела, и группы побольше, которая за этим наблюдает, и третьей группы, которая, возможно, так и не поняла, что произошло.
 
Мы сегодня можем возмущаться, критиковать и даже откровенно стебаться в адрес тех, кто делает дела. К хорошему быстро привыкаешь, не так ли?
 
А для тех, кто любит порассуждать о том, «что было бы, если бы», советую посмотреть фильм «Фатерлянд», с Рутгером Хауэром в главной роли. О том, что было бы, если бы победила фашистская Германия.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ