В ДЕТАЛЯХ

2008.11.27

Ющенко попал в заложники к бездарям

Похоже на то, что Виктор Андреевич руководит государством вопреки своему окружению. В «картинах дня» ему постоянно приносят фен-шуй, Интернетом он пользоваться не любит, за четыре года английский так и не выучил. Теперь он обходится без советников и двух научно-исследовательских институтов, до этого избавился от замглавы СП по международным вопросам и представителя президента в Верховной Раде. Остается слушать любимых «тетеревов» о Голодоморе, 300-летии Полтавской битвы и Трипольской цивилизации

Есть у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» очерк о глуповском градоначальнике по имени Грустилов Эраст Андреевич. Кроме отчества, с нашим президентом его объединяет отсутствие ярких эмоций, любовь к историческим наукам и восхищение всем прекрасным. «Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева», - так описывает своего персонажа классик русской литературы.
 
У тех, кто впервые проходит под окнами Секретариата президента (СП), пересекая в нужном направлении исторический центр города, возникает непроизвольное восхищение тем размахом, с которым обслуживается президент. Это, конечно же, далеко не Кремль и не Белый дом, но как для парламентско-президентской республики, тоже неплохо. По официальным данным, количество сотрудников канцелярии Виктора Ющенко превышает 600 человек. Учитывая также трудоустроенных в структурах Совбеза, связанных с ним научно-исследовательских центрах, подконтрольных президенту национальных   комиссиях и Национальной академии государственного управления, набегает порядка тысячи сотрудников. А, учитывая частые кадровые перестановки в окружении Гаранта и присущий ему спонтанный стиль управления, можно сказать, что все эти люди имеют уникальный шанс быть едва ли не единственным залогом высокого профессионализма политики президента или, по крайней мере, свидетельством ее элементарного обоснования.  
 
Но тех, кто хотя бы на день погружается в решение каких-либо вопросов с поверенными президента, ожидает глубокое разочарование. Излишняя бюрократизация, волокита и фаворитизм рябит в глазах, режет слух и бьет по головам «непосвященных». И хуже всего то, что в вещах куда более существенных и тонких, чем текучка местных бюджетов и прочие элементы демократического хозяйствования (как, например, стратегическое планирование, международные отношения и внутренние реформы), поводов для пессимизма любого политически грамотного избирателя набирается несоизмеримо больше.
 
По общему мнению большинства экспертов RUpor`а, главной проблемой аппарата президента является дублирование функций разными службами и монопольный канал на передачу официальной информации для главы государства. К примеру, в том же СП за отдельные отрасли госполитики наряду с офисами заместителей Виктора Балоги одновременно отвечают т.наз. «главные службы». Служба обеспечения связей с Конституционным Судом вместе с Государственно-правовой службой занимаются тем же, что и команда представителя президента в Конституционном Суде и Центризбиркоме Марины Ставнийчук. Ведомство по региональной политике под началом Валерия Лебедивского, по сути, соревнуется или выполняет одну и ту же работу, что и Роман Бессмертный. Служба ситуативного анализа существует для тех же целей, что и Главная служба информационной политики. Полномочия же нескольких замов шефа президентской канцелярии вообще ничем между собой не отличаются. «Один в один, одно лицо», - говорил в таких случаях персонаж небезызвестной киноленты.
 
Самая парадоксальная ситуация сложилась в «святая святых» Банковой, 11 – анализе политики самого Ющенко и его оппонентов. Желающих наблюдать за этим непростым процессом (или, как сейчас принято говорить, «мониторингом») в Секретариате хоть отбавляй. Благо дело, на это выделен не один шикарный кабинет. Но вот объективно изучать, систематизировать и вырабатывать стратегические решения президента, к сожалению, не кому.
 
Старшие по доступу к Телу
 
Главную службу политического анализа имеет честь возглавлять не известный никому из мира науки политологии 31-летний сын большого начальника в «Нефтегазе Украины» Маркиян Богданович Дацишин. Свою хлебную должность он получил от ушедшего в Кабмин «президентского глаза» и просто хорошего друга Виктора Ющенко, вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам Ивана Васюныка. «Васюныку президент всегда доверял и доверяет как самому себе. Когда он лечился в Австрии осенью 2004 года, то по пути оставался на ночлег дома у его родителей», - объяснил RUpor`у природу данного кадрового назначения один из депутатов парламентской фракции «НУ-НС».
 
Послужной список Дацишина-младшего такой же слабенький, как и подоплека его нахождения на столь высоком посту. Ни тебе опыта преподавательской работы, ни тебе научной степени по гуманитарным наукам. Да и с образованием не сложилось. «Финансы и кредит. Экономист».
 
Чем может заниматься такой «проффесор», на условиях анонимности нам объяснил ведущий сотрудник Национального института стратегических исследований (НИСИ) при СНБО Украины. «В этом году люди Дацишина и он сам отдали все силы подготовке мероприятий к 75-летию Голодомора, в следующем – займутся Полтавской битвой. Общественное мнение, работа со СМИ, экспозиции за рубежом, - сообщил RUpor`у ученый. – Эти задания поставлены лично президентом и находятся под его постоянным контролем».
 
Всего остального в работе Дацишина ни сам Ющенко, ни Балога, ни кто-либо иной не отменял. И требовать – требуют, но по-своему, по-отцовски. По Секретариату уже не одну неделю сряду гуляет быль о том, как 18 ноября, в день массовых столкновений сторонников признания ОУН-УПА с «Беркутом», Виктор Андреевич к 17.00 попросил непосредственно Дацишина предоставить ему распечатку «Картины дня». Не найдя в опусе молодого львовского «финансиста» ничего существенного, кроме «сегодняшнего курса валют», президент вспылил: «Вы что, телевизор не смотрите?». В ответ ему прозвучало традиционное: «А что произошло, Виктор Андреевич?».
 
«Ничем серьезным, кроме выборов, до СП он не занимался. Со студенческой скамьи попал в живущую на гранты общественную организацию (1999 – 2006 гг. – RUpor), где вел обыкновенный мониторинг тем, определенных заказчиком», - продолжает сотрудник НИСИ. Примечательно, что в честь того самого «мониторинга» его служба именовалась до декабря 2006-го, когда в очередной раз сменились вывески внутри канцелярии Ющенко. Никакого маломальского анализа от него никто никогда не требовал, да и не мог требовать. Остается только гадать на кофейной гуще да токовать, как тетерев, на излюбленные темы начальника.
 
Последним звеном в цепи мнимого обоснования президентской политики служит шеф президентской приемной. Все попадает к Ющенко только через него. «При всем уважении к Руслану Демченко как к профессионалу еще в 2005-м году мы рекомендовали президенту не назначать на эту должность кадрового дипломата, побывавшего генконсулом и послом Украины в самых разных странах мира. На Западе такая практика вообще запрещена, поскольку увеличивает риск разглашения государственной тайны в несколько раз», - посетовал в беседе с RUpor`ом источник в Центральном управлении СБ Украины.
 
Какой бы ни была в конечном итоге квалификация всех талантов в СП, использовать единственный в своем роде канал для подготовки документов отчетного характера президенту наверняка было бы не совсем дальновидно. Американское законодательство, в частности, предусматривает ежедневное получение главой Белого дома двух не зависимых друг от друга разведсводок от экспертов департамента разведки ЦРУ - PDB (President’s Daily Brief) и SEIB (Senior Executive Intelligence Brief).
 
Кроме того, как президенту США, так и членам американского правительства предоставляется несколько видов долгосрочных и краткосрочных прогнозов об изменении политической ситуации в мире (National Intelligence Estimates), над составлением которых трудится Национальный совет по разведке. Ни о какой-либо монополии на осведомление президента, тем более после трагедии 9/11, речи и быть не может.
 
Крах национальной безопасности
 
Эта неблагоприятная для самого Ющенко и вверенного ему государства ситуация дополняется произведенной 4 ноября с.г. полной ликвидацией советников президента как класса, а вместе с ними и целого ряда обслуживавших Секретариат научно-исследовательских институтов (указ Виктора Ющенко № 997/2008). «Это решение является необдуманным, а возможно, что оно инициировано некоторыми лицами в Секретариате президента, продвигающими идею деинтеллектуализации политики Ющенко в вопросах государственной безопасности», - убежден директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
 
По его словам, в упразднении институтов по исследованию проблем нацбезопасности и интеграции Украины в НАТО лично заинтересован «главный сантехник», бывший член СДПУ(о) Виктор Балога. «И институт (Национальный институт проблем безопасности - RUpor), и сокращенный вдвое Центр европейской и евроатлантической интеграции, и Институт проблем международной безопасности были прописаны ответственными за выполнение Целевого плана Украина-НАТО на 2008 год. Они также играли ведущую роль и в 2007-м, и в 2006-м годах», - заявил RUpor`у Кулик.
 
По его данным, предназначенные сокращенным структурам деньги теперь пойдут на содержание «говорящих голов». Так принято называть рейтинговых политологов, завсегдатаев ток-шоу и мастеров словесной эквилибристики, спрос на которых резко вырос за год до президентских выборов.
 
Похоже на то, что Виктор Андреевич руководит государством вопреки своему окружению. В «картинах дня» ему постоянно приносят фен-шуй, Интернетом он пользоваться не любит, за четыре года английский так и не выучил. Теперь он обходится без советников и научно-исследовательских институтов, до этого избавился от замглавы СП по международным вопросам и представителя президента в Верховной Раде. Остается слушать любимых тетеревов о Голодоморе, 300-летии Полтавской битвы и Трипольской цивилизации. Так и хочется вспомнить его коронное: «Здесь достаточно читать хорошие книги».
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ