В ДЕТАЛЯХ

2008.03.31

За день до НАТО

«Некоторые союзники считают, что необходимо сначала укрепить энергетическую безопасность, прежде чем предоставлять новым членам приглашение вступить в Альянс, особенно, если они являются уязвимыми перед давлением со стороны России»

Вопрос присоединения Украины и Грузии к ПДЧ на саммите в Бухаресте, находится вне компетенции Вашингтона и Москвы. В последние годы ряд западноевропейских лидеров стран-членов Альянса все более открыто демонстрировали свою весьма негативную позицию относительно того, что НАТО стало одним из главных инструментов для проведения внешней политики Белого Дома. В Париже, Берлине, Риме, Мадриде, Лиссабоне и некоторых других европейских столицах, недовольны тем, что Северо-Атлантический Альянс из «международного полицейского» превращается в защитника эксклюзивных интересов США распространяемых на остальной мир. 

К Бухарестскому саммиту такие настроения в Западной Европе достигли своего апогея. На сегодняшний день в блоке существуют серьезные разногласия по вопросам: финансирования Альянса, увеличению количества контингента НАТО присутствующего в Афганистане и ряду других спорных моментов. По украинскому и грузинскому вопросу, Альянс разделился практически поровну. С одной стороны - предоставление двум постсоветским странам ПДЧ активно лоббируется США, Канадой и практически всеми восточно-европейскими членами блока, с другой – наталкивается на серьезное сопротивление западноевропейцев, небезосновательно опасающихся ответной реакции официальной Москвы. Западные аналитики не исключают сценария, по которому именно отказ нескольких членов блока предоставить ПДЧ Украине и Грузии, будет демонстрацией Вашингтону силы лидеров Западной Европы.

Стремление западноевропейцев продемонстрировать, что США не являются единственным «дирижером» НАТОвского «оркестра», может надолго отбросить Украину и Грузию с дороги к ПДЧ, а то и вовсе вернуть их «под колпак» России. Странно, что Европа, которая готова идти навстречу Украине в вопросе создания зоны свободной торговли, не хочет понять одного - подготовка к вступлению в НАТО «потянет за собой» проведение демократических и экономических реформ сравнимых с модернизацией Украины необходимой для вступления в ЕС. Позиция, в которой накануне саммита «застыли» Меркель, Саркози и Ко, безусловно, не добавляет им политического веса. Как можно демонстрировать свои, несомненно, «окрепшие мускулы» заокеанскому союзнику по Альянсу и одновременно произносить плебейское: «Чего изволите?» в адрес Кремля – непонятно.

Назвать подобное политикой двойных стандартов даже не поворачивается язык. Скорее Франция, Германия и еже с ними - не отдают себе отчет в том, что подобная тактика является демонстрацией слабости Альянса. Принимая все это во внимание, специалисты практически единодушны в оценке, что повестка дня саммита во многом будет определена тоном выступления Владимира Путина. Разумеется, речь не идет о проведении аналогий с приснопамятными месседжами президента России на Мюнхенской конференции в 2007-м году. Но то, что президент РФ воспользуется бухарестской трибуной для изложения своих взглядов на глобальные проблемы – очевидно. Даже Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, в одном из своих последних интервью западным СМИ, выразил озабоченность тем, что «громкость музыки, которую мы услышим, в значительной мере будет зависеть от тона выступления президента Путина на Совете Россия–НАТО».

Следует отметить, что между Альянсом и Россией накопилось множество проблем требующих поиска компромисса. Расширение НАТО на Восток, размещение системы ПРО в Чехии и Польше, «косовский прецедент», проблема ДОВСЕ и многое другое - не первый месяц на слуху мировой общественности. К тому же предполагается, что на саммите члены НАТО обсудят и, возможно, одобрят политику кибернетической обороны, а также совершенно новое направление - энергетическую безопасность. Такие планы являются весьма серьезным раздражителем для Кремля. Ведь вопросы энергетической и кибернетической безопасности во многом «навеяны» именно поведением Белокаменной.

Напомним, что Россия была заподозрена в причастности к кибератакам на эстонские компьютерные сети после скандального демонтажа Бронзового солдата в мае 2007-го года (про атаки на сайты госструктур Украины после событий на Говерле, мы скромно умолчим, поскольку Украина не является членом Альянса.) Контраргумент НАТО будет выглядеть в объединении своих ресурсов, что позволит союзникам укрепить безопасность стратегических объектов инфраструктуры, каналов связи и компьютерных сетей.

К тому же Россия рассматривается и как главная угроза безопасности энергетической инфраструктуры стран-членов НАТО. И сколько бы российские дипломаты не заверяли Запад в том, что РФ способна выполнять роль основного гаранта глобальной и региональной безопасности в сфере энергетики – в Альянсе сложилось собственное мнение на этот счет.

Так например, в недавно опубликованном докладе исследовательской службы Конгресса США говорится, что энергетическая ситуация в странах НАТО является «будущим вызовом» западному миру. Выводы сделанные докладчиками весьма не радужны и для НАТОвских перспектив Украины. В своем докладе американские эксперты отметили, что «некоторые союзники считают, что необходимо сначала укрепить энергетическую безопасность, прежде чем предоставлять новым членам приглашение вступить в Альянс, особенно, если они являются уязвимыми перед давлением со стороны России». К тому же, как отмечают аналитики, укрепление энергетической безопасности - дело не одного дня ибо единственной контрмерой в этом вопросе могут стать новые, альтернативные российским месторождения углеводородов и газопроводы идущие в ЕС в обход России.

Также планируется, что НАТО потребует от России и отмены моратория на исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который РФ ввела в конце прошлого года. Что касается систем ПРО в Чехии и Польше, то тут у аналитиков единого мнения нет. Многие из них полагают, что поиск окончательного компромисса состоится во время визита президента США в Россию. Тот факт, что Буш посетит РФ сразу же после окончания саммита НАТО, говорит о том, что президенты США и России близки к «пониманию» в этом вопросе. Скорее всего, Путин «даст добро» за развертывание ПРО в обмен на предоставление российским представителям доступа на эти объекты, а также благодаря гарантиям Вашингтона не активировать систему до испытания Ираном, Кореей или другим государством, ракет, способных достичь рубежей ЕС.

Список взаимных претензий РФ и НАТО можно продолжать практически до бесконечности. Однако нас, в первую очередь, волнует судьба Украины в вопросе присоединения к ПДЧ. Какова будет риторика Путина на этот счет – становится понятно после ознакомления с последним интервью, данным главой российского МИДа.

Если вышеперечисленные вопросы находятся в стадии переговорного процесса между РФ и НАТО и в обозримом будущем многие из них могут быть приведены к общему знаменателю, то, по поводу Украины и Грузии Белокаменная высказывается достаточно однозначно и категорично. 29 марта Россия уже успела пригрозить США осложнением отношений из-за того, что нынешняя администрация Белого Дома «взяла курс на искусственное, форсированно быстрое затягивание Украины и Грузии в НАТО». Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров, который подчеркнул, что «если в практическую плоскость встанет членство Украины и Грузии в НАТО, это будет иметь серьезные последствия, в том числе не только для наших отношений с США, но и для наших отношений с НАТО как с организацией».

Очевидно, что Украина всего лишь одна из карт перетасовываемой руками мировых супердержав колоды. Глобальная Игра идет по множеству фронтов и взять верх по большинству направлений ни одному из участников не представляется возможным. Чем пожертвует Запад – Украиной, ПРО, «косовским прецедентом» (поясним - Госдума РФ остановилась «в пяти минутах» от признания независимости Абхазии, что может стать началом цепной реакции по всему миру) или чем-то еще – неизвестно.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ