МАРАЗМАРИЙ

2017.03.01

Прощай, китайский ширпотреб: мелких торговцев зажали в кассовые аппараты

Кабмин приготовил предпринимателям «улучшения», которые накроют торговлю плотной «тенью»

Picture

Кабмин приготовил предпринимателям «улучшения», которые накроют торговлю плотной «тенью»

Знаете, что опаснее всего в годы «реформирования» всего  и вся? А – забыть, ради кого вся эта фигня затевается. О нас самих, то есть. Потому что рьяные поклонники изменений в «лучшую сторону» иногда устраивают такие погони  за отчётами о реформах, что теряют ориентировку в пространстве и реальности. Но при этом, как правило, не забывают о всяких там полезных и прибыльных для себя и для семьи мелочах.

Многие помнят, как страна, ещё не очухавшись от прелестей советской торговли, булькнула в бурное рыночное море. Также многие помнят, что в начале 90-х годов (страшно сказать – прошлого века!) общество, годами привыкшее жить в условиях дефицита на букву «Ф» (на Фсё…) вдруг обнаружило, что мир вокруг него наполнен великолепными вещами. Товарами. Красивыми, удобными, полезными и нужными. И стадионы превратились в рынки, городские площади в базары, магазины самообслуживания стали «супермаркетами», столовые-рыгаловки обрели статус «ресторанов», учителя и учёные стали торговцами,  и наступило – ИЗОБИЛИЕ. То есть практически наступил «коммунизм», как его представляли в середине ХХ века несчастные граждане «страны советов».

«Коммунизм» же представлялся, как изобилие, правда? Когда всё есть, и всем есть чего есть.  Также мечталось тогда же, что и денег, этого «проклятого пережитка капитализма» не будет.

Ну, так их и не стало.

 У основной массы размечтавшегося населения. То есть у кого-то  «их есть», и много, а у кого-то их не было и нет, или есть немножко. Что очень неудобно для кругосветных путешествий, буде надумаешь, но для похода на базар в самый раз, и мы до сих пор этим преимуществом пользуемся. И вряд ли в стране найдётся семья, не имеющая чего-нибудь, купленного «на базаре». На любом. Пришёл, побродил среди изобилия, выбрал штаны, шубу, куртку, ботинки, детскую коляску, телевизор, велосипед… Заплатил, если подошло по цене, сунул в руку продавца шуршащие бумажки и ушёл, осчастливленный. Это и было начало – «свободных торговых отношений». Примерно так они и выглядят, даже по учебникам.

Но вот тут начал возникать ещё один пласт отношений: «коммерсант-государство». Самый сложный, между прочим!  Потому что государство дремало-дремало, наблюдало сквозь сон за своими согражданами, которые в течение многих лет начала рыночной эпохи ломились по Китаям-Турциям-Польшам с тюками на горбах, с боем брали паромные палубы и грузовые отсеки самолётов, а теперь здесь, на родине, обросли жирком, имуществом и банковскими счетами, и, понимаешь ли, возомнили себя «средним классом!»

И потребовали себе… А чего они, собственно, потребовали? Чтобы их не трогали, и ещё – ну, президента себе выбрать толкового, депутатов, чтоб «представляли» и «защищали»…

«А где ж это вы денег-то столько набрали, чтобы это всё требовать? - всполошилось государство. - А я? А мои министры, чиновники, полиционеры, службы мои смотрящие и бдящие?  Они ж тоже кушать хотят!»

И началось в стране, как бы это мягче и правильнее сказать,  «систематизация и законодательное регулирование экономических отношений».

Налогообдирание, одним словом.

Потому что их, этих претендентов на звание «средний класс» развелось, как у… сами знаете, кого блох, а полицию-армию-учителей-врачей кормить нечем! Неправильно это. Не по-европейски, а мы стремимся.

И стало государство «драть» с воспрявшего и немножко осоловевшего от неожиданно нагрянувшего изобилия народца по всем возможным и невозможным направлениям нашей жизни.

Обо всех как-нибудь потом, а вот базары нам ближе всего. Потому что они везде и без них никак, даже в эпоху «суперпуперкаравановашанов». Так вот наверняка читатель, проходя по базарным рядам и вращая головой в поисках нужного чего-нибудь, обращал внимание на то, что в основном там торговый люд принимает деньги руками, ими же, как правило, вписывает в какую-нибудь красивую (или засаленную, зависит от уровня эстетического воспитания) тетрадку или книжечку свой «приход-расход», и все расходятся, довольные. Кассовый аппарат видели? Нет? А их и не было много лет. Да и обязательное его наличие зависит от «налоговой группы», к которой принадлежит предприниматель, торговец. Например, плательщики единого налога могут его не иметь вообще. А потом идёт разделение на группы в соответствии с суммой годовой выручки. Но это читателю неинтересно. А вот что интересно наверняка- так это то, что МРЭТ (министерство экономического развития и торговли) уже «в порыве и стремлении к совершенству» заготовило для всех «ритейлеров-самоучек», то есть для мелких торговцев сюрприз: «Об утверждении групп технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту с целью использования регистраторов расчетных операций».

В приложении к документу указан список товаров, которые нельзя будет продавать без кассовых аппаратов. В этом перечне — несколько десятков позиций, начиная от классической электроники и бытовой техники и заканчивая такой «мелочью» как весы, утюги, фены, часы, электробритвы, игровые приставки, очки, детские коляски и пр.»

В данном перечне, конечно, милее всего вот это: «и пр.» Что за ним может скрываться – одному Богу известно, да и то вряд ли. Потому что и его фантазии не хватит, чтобы предугадать жизнерадостные задумки людей, стремящихся к наполнению государственного бюджета.

Но мы о другом. Вот об этих РРО. «РРО» - это «регистратор расчётных операций», ежели кто не в курсе, а если говорить просто – кассовый аппарат. Такая штука электронная, которая создана, чтобы никакой, понимаете ли, мелкий предприниматель не стал мелочным и не начал дурить державу, которая денно и нощно… В общем, для того эти РРО, чтобы налоговой службе знать, сколько надо содрать с этого возомнившего себя «участником свободных торговых отношений» субъекта  налогов. Потому что пенсионеры, учителя, армия, (далее – читайте речи членов правительства и депутатов «на выданье»).

Что задумало МРЭТ (читай – правительство) в данном случае? А не поймёшь, чего оно задумало, поскольку неуклюжа и подозрительна сама формулировка «задуманного». Вот вдумайтесь: «которые подлежат гарантийному обслуживанию…» То есть с одной стороны, это такая яркая забота об нас, пересичных потребителях, которые, купив какие-нибудь часы или фен на базаре, потом мучаются, когда изделие ломается, а никаких гарантий бесплатного ремонта ему базар не выдал. Получается морально и денежно обидно: так бы, глядишь, принёс в мастерскую бумажку с гарантией, и  бесплатно изделие «до тямы» привёл. А с базаром что?

С базаром, кстати, по-разному, есть продавцы, которые выдают гарантийные чеки и, если что, и поменять изделие могут, и в сервисный центр направить. Потому что они следят за своим собственным, пусть и «базарным» имиджем, и знают, что от уровня их заботы о покупателе зависит их собственное благополучие, то бишь выручка. Или наоборот, с выручки начать надо.

Но… Вот там есть ещё одна фраза, которая вызывает подозрение и недоумение: «…с целью использования регистраторов расчётных операций».

Ну, и что здесь первично и что – вторично? Установка электронных фискалов, или эфемерная «забота о  гарантиях»?

Читатель у нас человек разумный, виды видавший, и понимает, что никакая «забота про покупателя» здесь ни при чём. А на первом месте – «забота о налоговых сборах», косвенно через РРО (кассовый аппарат) обозначенная. И ещё почему-то в правительстве считают такой подход к делу одним из методов «борьбы с теневым бизнесом».

Что будет с торговцами очками, фенами, часами, колясками – понятно. Будем брать. Но вот появление связанной со сложными техническими изделиями «кассовой обязаловки» в налоговом законодательстве некоторые источники объясняют «заботой» народного депутата Татьяны Остриковой, с подачи которой и появился этот законодательный «пассаж».

Зачем? Ну, тут можно только предполагать, ударяться в конспирологию… дело в том, что цена этого нововведения – больше 400 миллионов гривен. Потому что подсчитано: покупка, установка и ежемесячное обслуживание РРО обойдётся каждому торговцу в сумму около 20 тысяч, а самих таких торговцев зарегистрировано в стране вроде бы тоже 20 тысяч… Деньги немалые. И зачем бы это ей, Татьяне Остриковой, надо было? Вроде бы простой себе адвокат по специальности…

Простой, да не простой. Она у нас ещё и  «Представитель коллективных членов Ассоциации предприятий информационных технологий Украины».

Вот… «Предприятий». Которые, видимо, должны изготавливать вот эти самые РРО, и их будут впаривать продавцам в качестве «обязательного технического аксессуара». А нам, простым базарным покупателям будут впаривать все вышеперечисленные изделия на десяток-другой процентов дороже, поскольку  - риск… Или оплата издержек продавца на содержание вот этого самого РРО…

Потом, видимо, кассовые аппараты обяжут применять торговцев семечками. И нанимать на работу бухгалтеров и «айтишников». Прямо тут, возле мешка с семечками. Потому что базар без РРО – это «блошиный рынок». Базар с РРО – уже почти «супермаркет».

Дальше объяснять что-нибудь?

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ